Краудфандинга, осада Иерусалима, мавзолей Тадж-Махал, конно-железная дорога и Неистовый Виссарион. День в истории

7 июня в истории.

Текст: Алена Карпунина

Читать Orengrad.ru в
Оренград в ГуглНовостях
Оренград в Яндекс новостях

В России 7 июня отмечают молодой, но уже становящийся довольно популярным в определенных кругах праздник – День краудфандинга. Он посвящен одному из самых необычных и одновременно эффективных способов финансирования.

Слово «краудфандинг» можно дословно перевести с английского как «финансирование толпой», пожалуй, лучшим русскоязычным аналогом будет выражение «с миру по нитке». Суть его проста: люди добровольно жертвуют какую-то сумму, можно даже небольшую, на поддержку какого-нибудь проекта, обычно стартапа.

Разумеется, у краудфандинга есть определенные правила. Обычно владелец проекта, на который собираются деньги, должен четко заявить цель, которой хочет достичь, и необходимую для этого сумму, которая должна быть обоснована. Сам сбор средств прозрачный: все участники краудфандиноговой кампании должны иметь возможность видеть, сколько денег уже собрано.

Обычно для сбора средств при помощи краудфандинга используются специальные платформы, которые выступают в качестве посредника между авторами проектов и донорами. Авторам проектов такая платформа упрощает процесс сбора средств, а для доноров служит дополнительным гарантом того, что их деньги не уйдут «в никуда».

В России первым шагом к краудфандингу стал проект Kroogi, где оцифрованные произведения распространяются по схеме «заплати, сколько считаешь нужным». Однако первой сугубо краудфандинговой платформой считается сайт Planeta.ru, запущенный 7 июня 2012 года. Именно его день рождения и стали отмечать как День краудфандинга. Впервые этот неофициальный праздник отмечался в 2015 году.

Краудфандинга, осада Иерусалима, мавзолей Тадж-Махал, конно-железная дорога и Неистовый Виссарион. День в истории

В ходе первого крестового похода 7 июня 1099 года крестоносцы, под командованием Готфрида Бульонского, начали осаду Иерусалима. С первыми лучами солнца у стен города появилось войско над которым возвышались стяги с изображениями креста, главного символа христианства. Многие воины в религиозном порыве падали на колени, плакали и молились, увидев в рассветных лучах столь желанные стены Священного Города, ради освобождения которого они вышли в поход три года назад и прошли многие тысячи километров.

Иерусалим находился под властью фатимидского халифа, который отнял его у сельджуков. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула направил к крестоносцам посольство, предложив им беспрепятственно совершать паломничество к святым местам, небольшими и к тому же невооруженными группами. Однако, вожди похода ответили на это предложение категорическим отказом, не помышляя оставлять величайшие христианские святыни под властью мусульман.

Роберт Нормандский, герцог Нормандии и один из руководителей первого Крестового похода, разбил лагерь с северной стороны около церкви Святого Стефана. Далее расположилась армия Роберта Фландрского. Отряды Готфрида Бульонского и Танкреда Тарентского стояли на западе напротив башни Давида и Яффских ворот, через которые обычно проходили прибывшие из Европы паломники.

На юге занял позиции Раймунд Тулузский, укрепившись на горе Сион близ церкви Святой Марии. Армия крестоносцев, согласно хронике Раймунда Ажильского, состояла из 1 200 – 1 300 рыцарей и 12 000 пехотинцев. В дополнение к тому могло быть еще несколько тысяч воинов из маронитов, немногочисленных местных христиан и остатков христианского ополчения прибывшего сюда ранее и присоединившегося к Крестоносному войску.

Ввиду этого общая численность христиан могла составлять 30 – 35 тысяч человек, что было намного меньше гарнизона и жителей города. Но христианское войско было воодушевлено близостью заветной цели и пребывало в хорошем моральном состоянии.

Осада Иерусалима во многом повторяла историю осады Антиохии. Перед прибытием врага эмир Фатимидов изгнал из Иерусалима местных христиан и укрепил крепостные стены. Крестоносцы же – как и полгода назад – из-за нехватки продовольствия и воды претерпевали большие мучения, нежели осажденные. Мусульмане отравили и загрязнили все окрестные колодцы, поэтому крестоносцам приходилось привозить воду из источника в 10 километрах от города в бурдюках, наскоро сшитых из бычьих шкур.

Краудфандинга, осада Иерусалима, мавзолей Тадж-Махал, конно-железная дорога и Неистовый Виссарион. День в истории

Признанный шедевр всемирного наследия и одно из семи Новых чудес света мавзолей Тадж-Махал был заложен 7 июня 1632 года в Агре, в то время столице индийской империи Великих Моголов. Мечеть была возведена в честь Мумтаз-Махал, умершей от родов любимой жены императора Шах-Джахана. Возведение гробницы и платформы заняло примерно 12 лет. К строительству привлекли около 20 тысяч мастеров и рабочих со всех концов империи.

Исследователи полагают, что автором проекта этого шедевра мировой архитектуры был сам император Шах-Джахан, с юности увлекавшийся архитектурой и строительством. Вместе с тем, до нас дошло и имя главного архитектора, мусульманина Устад-Исы. В работе принимало участие более 20 000 человек. Кроме индийских мастеров, в ней участвовали лучшие зодчие, приглашенные из Персии, Турции, Самарканда и даже из Венеции.

Тадж-Махал полностью выстроен из белого мрамора. Его архитектурный дизайн основан на арабо-мусульманской концепции абсолютной симметрии, где каждый элемент гармонично вписывается в главную структуру сооружения.

Здание стоит на высокой квадратной платформе. Главный купол поднимается на 64-метровую высоту и окружен четырьмя малыми куполами. Всю композицию завершают четыре минарета. Изнутри и снаружи мавзолей украшен великолепным растительным орнаментом, а сводчатые переходы – арабской вязью, запечатлевшей в камне тексты некоторых глав из Корана.

Архитектурный ансамбль мавзолея включает также мечеть, гостевой дом и парк. Сам Тадж-Махал стоит на западной стороне комплекса, на берегу реки Джамуны. Парк делится на 4 равные части каналами, пересекающимися в центре, а каждая из них, делится еще на 4 части более узкими каналами. Мавзолей Тадж-Махал по праву считается шедевром мировой архитектуры.

Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязненного воздуха.

Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей все равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.

Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счет туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 – из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года – октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе.

Краудфандинга, осада Иерусалима, мавзолей Тадж-Махал, конно-железная дорога и Неистовый Виссарион. День в истории

Строительство московской конно-железной дороги началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию – от Тверской заставы до Красной площади. Ее строительство было начато в связи с проведением в городе Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого.

До этого момента в Москве не было регулярного и доступного вида общественного городского транспорта. Но все первые средства массового пассажирского транспорта основывались на использовании конной тяги. Более зажиточные москвичи пользовались услугами извозчиков или собственными каретами.

С каждым годом, в условиях интенсивно развивающегося города, такие средства передвижения не могли решить всех проблем перевозки москвичей, в частности – повысить скорость передвижения, увеличить вместимость транспортных средств и удешевить стоимость проезда. Ведь не каждый москвич мог воспользоваться услугами извозчика.

Предложение о проведении линии конно-железной городской дороги в Москве обсуждалось еще на заседании Городской думы в 1863 году. Через год первый проект прокладки линий конки был разработан, затем последовал ряд других предложений, но только в апреле 1872 года Думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог.

История московской конки началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию конно-железной дороги – от Тверской заставы до Красной площади. Ее строительство было начато в связи с проведением летом 1872 года в Москве Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Торжественное открытие – начало регулярного движения 8 английских вагонов конного трамвая – состоялось месяц спустя в день открытия выставки – 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II, оставшийся весьма довольным новым видом транспорта.

Конка представляла собой крытые пароконные вагоны, которые имели, как правило, плоскую крышу, приспособленную для размещения на ней пассажиров. Длина вагонов достигала 8 метров, ширина – 2 метров. Каждый мог вместить 40 пассажиров, сиденья были устроены вверху и внизу – по 10 мест на двух продольных скамейках. Дамам пользоваться империалом возбранялось. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъемы, экипажи поджидали форейторы, которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.

В 1875 году было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 году организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам – на Воробьевы горы, в Дорогомилово и Бутыркам. В 1880-х годах конка стала основным и удобным регулярным городским транспортом в Москве.

Краудфандинга, осада Иерусалима, мавзолей Тадж-Махал, конно-железная дорога и Неистовый Виссарион. День в истории

В рамках Уральского культурного форума в Екатеринбурге 7 июня 2019 года, в библиотеке имени Виссариона Белинского состоялась церемония награждения I Всероссийской литературно-критической премией «Неистовый Виссарион». Всего на конкурс было прислано более ста заявок из многих городов России, от Санкт-Петербурга до Благовещенска, премию поддержали все литературные журналы.

Премия «Неистовый Виссарион», названная в честь русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, учреждена в 2019 году. Она присуждается живущим в России авторам за достижения и активность в области литературной критики.

В состав жюри вошли: критик, литературовед Леонид Быков, писатель и журналист из Владивостока Василий Авченко, издатель, культуртрегер из Челябинска Марина Волкова, писатель и публицист из Москвы Эргали Гер и критик, литературовед Ирина Роднянская. Особым решением им также присуждена почетная премия за вклад в развитие критической мысли.

Первым лауреатом премии стала критик Ольга Балла – Москва, автор более полутора тысяч статей, эссе, интервью о литературе в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь», «Знамя» и других изданиях. Она получила из рук председателя жюри Леонида Быкова статуэтку в виде «золотого» гонга – авторская работа уральского мастера художественной ковки Алексея Потаскуева и денежную премию. «Серебряный» и «бронзовый» гонги – премии в номинациях «За творческую дерзость» и «Перспектива» – были вручены Марии Галиной и Елене Макеенко.

Краудфандинга, осада Иерусалима, мавзолей Тадж-Махал, конно-железная дорога и Неистовый Виссарион. День в истории

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите :

Сообщить об опечатке
Город Культура Новости Общество Праздники

ОБСУЖДЕНИЕ

(Ctrl + Enter)