Магнитное действие электричества, Российская академия музыки им. Гнесиных и метеоритный дождь над Челябинском. День в истории
15 февраля в истории.

15 февраля 1820 г. физик Ханс Эрстед обнаружил магнитное действие электричества. В 1820 году датский профессор физики 43-летний Ханс Кристиан Эрстед (дат. Hans Christian Ørsted, 1777—1851) демонстрировал на лекции несложный опыт по электричеству. При демонстрации он обнаружил, что электрический ток, проходящий по проволоке, оказывает воздействие на магнитную стрелку компаса, находящуюся под ней. По одной из версий это произошло 15 февраля 1820 года.
Это открытие не было случайностью. Научная деятельность Эрстеда построена на убежденности связи между электричеством и магнетизмом. В некоторых источниках даже указывается, что Эрстед якобы всюду носил с собой магнит, чтобы непрерывно думать о связи магнетизма и электричества. Продемонстрировав, как магнитная стрелка поворачивается под действием тока, протекающего по проводу расположенного вблизи компаса, Эрстед открыл еще и вращающий момент сил, до этого науке неизвестный.
Новость об открытии Эрстедом взаимодействия электрического поля и магнита быстро облетела всех физиков. Это дало толчок к выдвижению и развитию новых гипотез и объединило развивающиеся параллельно учения об электричестве и магнетизме. Уже в июне 1820 года Эрстед печатает на латинском языке небольшую работу под заголовком: «Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку».
После своего открытия Эрстед стал всемирно признанным учёным. Он был избран членом многих наиболее авторитетных научных обществ: Лондонского Королевского общества, Парижской Академии, а в 1830 году его избрали почетным членом Петербургской академии наук.
Он продолжил заниматься наукой — в 1823 году независимо от Ж.Фурье открыл термоэлектрический эффект и создал первый термоэлемент. Изучал сжимаемость и упругость жидкостей и газов, изобрёл пьезометр, пытался обнаружить электрические эффекты под действием звука. Занимался он и молекулярной физикой.
15 февраля 2013 года тысячи жителей Челябинска, а также близлежащих населенных пунктов наблюдали уникальное явление – метеорный поток пролетел над Уралом в России. Этот инцидент стал единственным задокументированным случаем падения метеорита на крупный промышленный город.
Первоначально очевидцы этого явления сконструировали версию о том, что в воздухе упал самолет или взорвалась боевая ракета (в Челябинской области есть несколько военных полигонов). И только в девять утра по московскому времени МЧС России сообщило, что утром над Челябинском прошел метеоритный дождь. По расчетам НАСА, причиной «дождя» стал метеороид диаметром около 17 метров и весом около 10 000 тонн. Войдя в атмосферу Земли со скоростью около 18 километров в секунду, она рухнула через 32,5 секунды, вызвав серию ударных волн. Мощность взрыва, по словам сотрудников ИНАСАН, составила от 0,4 до 1,5 Мт в тротиловом эквиваленте.
О том, куда упали осколки «Челябинского метеорита», до сих пор существуют противоречивые мнения, как это явление окрестили в прессе. Хотя предприимчивые местные жители через несколько часов после падения метеорита уже активно продавали найденные ими «осколки» через Интернет, официальной информации об обнаружении следов небесного тела не было. Они возникли позже, когда участники метеоритной экспедиции Уральского федерального университета обнаружили фрагменты метеорита в районе озера Чебаркуль, а затем и в ряде других мест. В октябре 2013 года именно со дна озера Чебаркуль были подняты самые крупные фрагменты метеорита.
По оценкам НАСА, Челябинский метеорит стал самым большим известным небесным телом, столкнувшимся с Землей после падения Тунгусского метеорита в 1908 году. Такие события, по мнению ученых, происходят не чаще одного раза в 100 лет. Кстати, официальное название «Челябинск» метеорит получил потому, что осколки метеорита, взорвавшегося в Челябинской области, упали на огромной территории Челябинской области.
Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», – одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры дата 15 февраля отмечается как традиционный праздник гнесинцев – всех воспитанников учебного заведения уже многих поколений.
Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И. Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).
Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи.
Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые – Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов, Е.А. Бекман-Щербина – и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите :
ОБСУЖДЕНИЕ