Типография Первопечатников, крупнейший пожар в Оренбурге, воздушный кондиционер, «Бриллиантовая рука» и туристический полет в космос. День в истории

28 апреля в истории.

Текст: Алена Карпунина

Читать Orengrad.ru в
Оренград в ГуглНовостях
Оренград в Яндекс новостях

В марте 1564 года повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол». В результате Иван Федоров и Петр Мстиславец вошли в историю как русские первопечатники. Но работа их началась за год до этого события. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над книгой велась в течение года. Она была начата 28 апреля 1563 года.

Столь долгое время объясняется тем, что для напечатания «Апостола» необходимо было отлить шрифты, а также изготовить оборудование. Довольно продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». В редактировании текста принимал участие митрополит Макарий.

Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Исследователи установили, что, хотя первопечатники и использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям, трудились они в самостоятельной типографии.

«Апостол» – богослужебная книга, содержащая части Нового Завета – «Деяния» и «Послания святых апостолов», – собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб и аллилуиариев – отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного писания. Книга имеет специальную разметку на «зачала» – фрагменты для чтения при различных богослужениях. В основном, зачала Апостола предваряются словом-обращением «Братие».

Во время церковного богослужения Апостольские зачала возглашает преимущественно специальный чтец, реже – диакон. Если в службе участвуют два диакона – второй. В то же время священник имеет возможность, благословив, допустить к чтению Апостола любого мирского прихожанина, в том числе – женщину.

Типография Первопечатников, крупнейший пожар в Оренбурге, воздушный кондиционер, «Бриллиантовая рука» и туристический полет в космос. День в истории

Пожары, один страшнее другого, происходили на территории Оренбурга со времени его основания. Самый тяжелый из них вспыхнул 28 апреля 1879 года. Всего очагов возгорания было пять и они разгорались один за другим в течение трёх недель, оставив практически весь город в руинах. Огонь уничтожил более 1700 домов и более 200 лавок. Пострадали также учреждения, церкви, учебные заведения: учительский институт, медресе и многие другие.

Сухая погода и ураганные ветры расшевелили огонь, который разводили во многих дворах. Вспыхнувшее в нескольких частях пламя быстро разнеслось по всему городу и широкой полосой разделил его. Противостоять пожару было практически нечем. Пожарные обозы могли бороться с локальными возгораниями, а что делать с огнём, двигающимся широким фронтом, никто не знал.

Главная опасность нависла над городом в районе Форштадта. Здесь между станицею и городом были выстроены казармы, юнкерское училище и, за валом, находился пороховой склад. Выкопан он был в земле, но крыша высоко выходила над уровнем площади. И вокруг этого порохового склада находился громадный запас дров для казарм и училища. В начале пожара никто не подумал ни о дворах, ни о пороховом выходе, пока не вспыхнули дрова.

На этом складе хранился целый транспорт снарядов, приготовленный к отправке в Туркестан. Если бы они рванули, то от Оренбурга остались бы одни головешки. На место опасности прибыл губернатор Николай Андреевич Крыжановский. Он прекрасно оценивал, чем грозит взрыв городу. Дрова не было возможности раскидать, да и некуда. Кое-как оттаскивали их подальше, нередко подкладывали прямо в огонь. Жара была убийственная.

Генерал-губернатор отдал приказ и на погреб легли солдаты, прикрыв его своими телами от летевших искр. Сверху, чтобы не загорелись мундиры, их поливали водой. Живые защитники пролежали на крыше порохового склада целый день, в беспрерывно напряжённом состоянии, каждую минуту ожидая взрыва. Благодаря самоотверженным действиям людей удалось избежать еще более разрушительных последствий.

Через два дня огонь удалось утихомирить, но в начале мая непотухшие угольки пожара заполыхали вновь. Погибла в огне типография частной газеты «Оренбургский листок», сгорел дом редактора Ефимовского-Мировицкого. Города не было. Виднелся один страшный чёрный столб, уходивший высоко в небо, по которому скользили огненные языки и змейки. С оглушительным гулом упал колокол с колокольни церкви во имя Святой Троицы весом в 600 пудов. Он прошиб дно свода колокольни и врезался в каменный пол на четверть, треснул продольно.

В результате пожара сильно пострадали: духовное училище, казённая палата, общественное собрание, одна мечеть, учительский институт, женские гимназия и прогимназия, дом городской думы и управы, окружной штаб, гостиный двор, городской общественный банк, помещения общества взаимного кредита, государственного банка, богадельня, отчасти городская больница, Петропавловская церковь, военно-окружной суд и почти все гостиницы. Из казенных и обывательских домов сильною бурею унесено было далеко за город много деловых бумаг и разных документов, частью найденных за 15 и 20 верст от города.

После пожара была объявлена всероссийская подписка в пользу сгоревшего Оренбурга. Помощи оказывали со всей страны. В частности император Александр II пожертвовал 10 тысяч рублей; для расходов по восстановлению пострадавших от пожара городских зданий отпущено из казны 150 тысяч рублей; были пожертвования из разных мест России со стороны городских дум и частных лиц, в количестве 33 тысяч рублей.

Типография Первопечатников, крупнейший пожар в Оренбурге, воздушный кондиционер, «Бриллиантовая рука» и туристический полет в космос. День в истории

Воздушный кондиционер был запатентован в США 28 апреля 1914 года. Кондиционер предназначен для поддержания нужной температуры и влажности в помещении. Вентилируя воздух, он очищает его, пропуская воздушный поток через специальные фильтры.

Впервые о кондиционере, как изобретении, стало известно в 1815 году, когда француз Жанн Шабаннес запатентовал метод кондиционирования воздушного потока и способ регулирования температуры в зданиях. Несмотря на перспективную идею кондиционирования воздушной среды помещения, ее практического применения пришлось ждать довольно долго.

Только в 1902 году в США инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал первую в мире промышленную холодильную машину для типографии в Нью-Йорке. Причем эта первая климатическая техника, являющаяся предком кондиционера, была предназначена не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, сильно ухудшавшей качество печати.

Поняв все плюсы такой техники, вскоре началась повсеместная установка кондиционеров в театрах и магазинах. Несмотря на дороговизну такой установки, практичные американцы не жалели денег, так как комфортная прохлада в помещениях, которую создавал кондиционер даже в самые жаркие месяцы, очень эффективно привлекала посетителей.

Отлично сориентировались и американские производители техники. Например, американская компания «General Electric», выпустив в 1929 году первый комнатный кондиционер, стала родоначальником всех современных кондиционеров и на долгое время закрепилась в списке лидеров по изготовлению систем кондиционирования. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу.

Начиная с 1931 года, когда был изобретен безопасный для человеческого организма фреон, конструкторы собрали все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни.

Типография Первопечатников, крупнейший пожар в Оренбурге, воздушный кондиционер, «Бриллиантовая рука» и туристический полет в космос. День в истории

Премьера одной из лучших отечественных комедий «Бриллиантовая рука» состоялась 28 апреля 1969 года, а в июне того же года картина вышла в широкий прокат. В основу сюжета картины положен реальный случай. Сценарист фильма Яков Костюковский как то прочитал в газете «Правда» серию заметок о контрабандистах.

В одной из них упоминалось о швейцарских умельцах, придумавших перевозить ювелирные изделия через итальянскую границу, пряча их в гипсовых повязках. Эта статья натолкнула Костюковского на мысль написать сценарий о том, как простой советский гражданин, сам того не желая, оказывается причастен к незаконному ввозу драгоценностей из-за рубежа.

Сценарий комедии писался под Юрия Никулина. Выбор не вызывал никаких сомнений. Юрий Никулин был утвержден на роль Горбункова. Врожденное чувство юмора не могло не привести Никулина в комедийное кино. В роли Горбункова он удачно соединил иронию и добродушие простого русского человека. Благодаря картине «Бриллиантовая рука» артист приобрел славу живой легенды советского кино.

В роли Геши Козодоева режиссер фильма, Леонид Гайдай, сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова – в то время он считался в кинематографических кругах представителем «золотой молодежи». Позже советские кинокритики писали: «Судьба протянула Миронову свою бриллиантовую руку» – именно этот фильм стал началом сумасшедшей популярности Андрея.

На роль главного бандита-контрабандиста Лелика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Художественный совет выбрал первого из них. В первоначальном сценарии Геша и Лелик носили клички «Граф» и «Механик» соответственно. На роль одного из контрабандистов, которую в фильме играет Леонид Каневский, пробовался Спартак Мишулин.

Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та, прислав соответствующие фотографии на кинопробы, все же отказалась сниматься, посчитав роль несерьезной. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла.

Отзывы худсовета, который принимал картину, были в целом прохладными. Критики отмечали сбалансированную эксцентричность комедийного начала, но не лучшим образом они отозвались об актерской игре Нонны Мордюковой и Юрия Никулина.

Зрителям картина понравилась с первого просмотра и до настоящего времени. Фильм стал Лидером советского кинопроката и входит в пятерку лучших картин за всю историю советского проката – 76,7 миллионов зрителей. Фильм стал лучшей отечественной комедией по опросу телезрителей, проведенному РТВ в 1995 году к 100-летию кино.

Сцена демонстрации на подиуме «купальных костюмов» с до того не виданными в советском обществе сверхоткровенно-открытыми купальниками «бикини-69», и особенно сцена под соответствующую песню «Помоги мне» соблазнения Горбункова нанятой контрабандистами Анной Сергеевной в гостинице, включая расстегивающийся и отлетающий лифчик до топлесс, стали одними из первых и самых запомнившихся эротическими эпизодами в советском кино.

Очень многие произнесенные персонажами фразы, особенно от управдомши, Анны Сергеевны, говорящих на тарабарщине иностранцев и Лелика, предварявшиеся словами «Как говорит наш шеф», стали крылатыми и вошли в фольклор. «Песня про зайцев» из фильма стала популярной застольной песней.

Российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным и первым космическим туристом, американским миллионером Деннисом Тито на борту, стартовал 28 апреля 2001 года. Стыковка корабля с Международной космической станцией МКС была осуществлена 30 апреля.

Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. Российские космонавты с Деннисом вернулись на Землю 6 мая.

Сразу после приземления первый космический турист сказал, что он побывал в раю, и что собирается опубликовать книгу о своем пребывании в космосе. За полет на околоземную орбиту Тито заплатил Федеральному космическому агентству России 20 миллионов долларов США.

Именно тогда в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм», начало которому положил этот полет. Правда, сам Тито называет себя не туристом, а участником космического полета. Этот термин используется и в официальных кругах.

В ХХ веке в космос летали только профессиональные космонавты и астронавты – это была их основная работа. Правда, иногда случались и служебные командировки на орбиту. Например, в 1990 году японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста, а ранее в космос летал на шаттлах сотрудник компании «McDonnell Douglas». В новом тысячелетии выйти за пределы атмосферы стало возможным и по собственному желанию, то есть туристом.

Космический туризм – полеты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть огромное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики.

В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является МКС. Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз. Подготовка космических туристов проводится в Звездном городке под Москвой, а также в небольших самолетах, симулирующих невесомость. Последний полет космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина – Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза.

Типография Первопечатников, крупнейший пожар в Оренбурге, воздушный кондиционер, «Бриллиантовая рука» и туристический полет в космос. День в истории

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите :

Сообщить об опечатке
Город Культура Новости Общество Праздники

ОБСУЖДЕНИЕ

(Ctrl + Enter)