Военно-морской флот, инженер, смертная казнь для разбойников, шариковая ручка и Царь-бомба. День в истории

30 октября в истории.

Текст: Алена Карпунина

Читать Orengrad.ru в
Оренград в ГуглНовостях
Оренград в Яндекс новостях

30 октября 1696 года началась закладка первых военных судов на Архангельской верфи. Эта дата и стала официальным днем основания Российского военно-морского флота. До петровских завоеваний Россия являлась крупной континентальной державой, осуществлявшей внешнюю торговлю в основном сухопутными караванами или на малых баркасах, которые перетаскивались бурлаками от реки к реке. Единственным крупным портом страны был Архангельск. Но из-за его северного положения, сурового климата и замерзающей бухты, пользоваться морем можно было только 6-7 месяцев в году.

С выходом к балтийскому морю и закладкой Санкт-Петербурга, России срочно понадобился свой военно-морской флот, который спешно был заложен под личным контролем Петра. Впоследствии на верфях Ладоги и Архангельска были сформированы сначала Балтийский, а затем Азовский, Черноморский, Северный и Каспийский флота.

На сегодняшний день отечественный военно-морской флот представляет из себя глобального силу, способную решать задачи любой сложности во всех морях и океанах планеты. Каждый год военно-морские силы страны пополняются современными судами способными оперативно сдерживать и одновременно вести успешное наступление против превосходящего противника как по отдельности, так и в составе различных соединений.

Военно-морской флот, инженер, смертная казнь для разбойников, шариковая ручка и Царь-бомба. День в истории

30 октября каждый год свой профессиональный праздник в России отмечают работники инженерно-технических специальностей различных отраслей промышленности – это День инженера-механика. Официально профессия появилась при Николае Первом, когда с легкой руки Александра Меншикова, имперского морского министра, был организован флотский корпус инженеров-механиков. Морских инженерных дел мастеров поздравляли зимой, 10 января.

Решив, что неуместно отделять специальности морские и сухопутные друг от друга и ущемлять оставшиеся слои, правительством было учреждено иное торжество более обобщенного характера, датируемое 30 октября. Решение праздновать было принято еще в 1996 году от имени главнокомандующего ВМФ государства.

Стоит отметить, что до этого новообразования на Руси было полно таких умельцев, просто их статус не был утвержден на государственном уровне. Исторические источники фиксируют сведения о розмыслах – так именовали профессионалов, еще в 5-6 веках. Они ведали градостроительством, создавали проекты военных сооружений, воплощали их в жизнь, изготавливали оружие, трудились над мостами и переправами.

Военно-морской флот, инженер, смертная казнь для разбойников, шариковая ручка и Царь-бомба. День в истории

30 октября 1653 года вышел указ царя Алексея Михайловича, постановивший освободить от смертной казни всех разбойников и воров, приговоренных к ней по законам, издававшимся со времен царя Ивана Грозного, и по уложению 1649 года. Всем преступникам, ожидающим экзекуций, велено выдать помилование. Смертную казнь заменили наказанием кнутом, отсечением пальца левой руки и ссылкою в Сибирь или понизовые города. Она оставалась в силе только для рецидивистов.

Впервые юридически смертная казнь была закреплена в Уставной Двинской грамоте 1397 года. Её разрешили применять против злостных рецидивистов – за кражу, совершённую в третий раз. Псковская судная грамота 1467 года ещё более расширила список преступлений, за которые полагалась смертная казнь. Высшую меру стали применять за государственную измену, воровство в церкви, кражу церковного имущества, конокрадство, поджог, кражу, совершённую в посаде в третий раз, разбой.

А в 17 столетии смертную казнь стали применять к курильщикам табака. Новый шаг по расширению карательных мер был сделан в Соборном Уложении 1649 года. Смертная казнь стала основным видом уголовного наказания, которым карали от 54 до 60 преступлений. Были утверждены и различные виды смертных казней: простая – повешение и квалифицированная – обезглавливание, четвертование, сожжение, а также заливание раскалённого металла в горло.

Военно-морской флот, инженер, смертная казнь для разбойников, шариковая ручка и Царь-бомба. День в истории

30 октября 1888 года американский изобретатель Джон Лауд получил первый патент на шариковую ручку. Однако, из-за отсутствия коммерческих навыков и капитала он не смог реализовать свое изобретение. Следующий патенты были получены 3 мая 1904 года – Джорджем Паркером, в 1916 году – Ван Вечтен Райзбергом.

В конце 1930-х годов похожую на современную шариковую ручку запатентовал венгерский журналист Джозеф Ласло Биро. Шариковую ручку он сконструировал именно из-за того, что приходилось много писать обычным пером, которое требовало чернильницы и оставляло кляксы. Изобретение казалось многообещающим в денежном плане. Почти сразу патент на производство шариковых ручек выкупили ВВС Великобритании для своих пилотов. Им было крайне неудобно возиться с перьевыми ручками в воздухе.

Военно-морской флот, инженер, смертная казнь для разбойников, шариковая ручка и Царь-бомба. День в истории

30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы, принцип действия которой основан на использовании энергии, выделяющейся при реакции термоядерного синтеза легких ядер. Поражающими факторами при ее взрыве являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение.

Бомбу разработала в середине 1950-х годов группа физиков под руководством академика Игоря Курчатова. У бомбы, помимо официального обозначения АН602, было еще кодовое “Ваня” или “Иван”, а также есть широко распространенные неофициальные названия – “Царь-бомба” и “Кузькина мать”. Название “Царь-бомба” подчеркивает, что это самое мощное оружие в истории.

Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем изделия к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках. В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской. Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

Длина бомбы по итогам составила 8,5 метра, ее масса – 24 тонны, парашютной системы – 800 килограмм.

Военно-морской флот, инженер, смертная казнь для разбойников, шариковая ручка и Царь-бомба. День в истории

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите :

Сообщить об опечатке
Город Новости Общество Праздники

ОБСУЖДЕНИЕ

(Ctrl + Enter)